Пари Сен-Жермен - клуб как стартап

Всегда пишу сам, но тут увидел гениальный #стартапдня о футбольном клубе Пари Сен-Жермен, который написал другой человек - Андрей Чернышов из Dentsu. Копирую слово в слово, благо сам о спорте ничего не знаю.

-----
Странно, что на фоне переживаний об уходе Месси из Барсы никто не написал о гениальной стратегии Пари Сен-Жермен как бизнеса, в том числе рекламно-маркетингового.

Факт #1: обратите внимание, что среди 28 игроков PSG 8(!) взяты из испанской лиги. Причем все - возрастные (28-35), и в основном подписанные недавно, 1-2 года назад. Кстати, старший из них не Месси (34), а Серхио Рамос (35). Вторая «донорская» лига для PSG - итальянская, 5 игроков (трое довольно возрастных 27-28 + выигравший Евро-2020 22-летний вратарь итальянцев Джанлуиджи Доннарума). Стратегия - покупать самых раскрученных игроков, не смотря на их возраст, если они - «бренды» и привлекают аудиторию.

Факт #2: с приходом Месси в PSG теперь 3 из топ-10 мировых футболистов: Месси, Неймар (тоже, кстати, экс-Барса), Мбаппе. Стратегия: больше проданных билетов (доход от продажи кресла на домашнем стадионе PSG уже самый высокий среди клубов в Европе), больше проданного мерчандайза, больше спонсорских денег (Месси это еще и контракт с Pepsi).

Факт #3: Очень важно - игра на опережение конкурентов и высокая скорость принятия решений в рамках стратегии. Мы не знаем, когда начались переговоры PSG с Месси, но еще неделю назад Месси и Барса убеждали всех, что договорятся, позавчера Месси плакал, а на следующий день PSG объявил о контракте. Контракт c Джанлуиджи Доннарума был подписан PSG 14 июля 2021 - всего три дня спустя его победы в финале Евро-2020.

Факт #4: всё это началось не вчера, и не с Месси. Свою стратегию PSG выстраивал с 2011 года, с момента покупки клуба фондом Quatar Sport Investments. Кроме покупки футболистов, акционер мощно вкладывается в менеджмент клуба, прежде всего в области маркетинга и PR, дизайна, рекламы. Направления собственных брендовых товаров и мерчандайза возглавляют ведущие специалисты французских домов моды, а их продукцию рекламируют глобальные селебрити (Rolling Stones, Beyonce, другие). И, как уточнил Kirill Smirnov в комментариях, в совете директоров долгое время работал рекламщик из DDB.

Факт #5: Немаловажную роль в новой маркетинговой стратегии сыграло и то, что PSG - единственный топовый футбольный клуб в Париже (в других европейских столицах - 2-3+ на город). Этот факт позволил клубу начать выстраивать коммуникационную связку PSG = Paris, работая тем самым и на внутренний и на внешние рынки. Помогает и символ Парижа - Эйфелева башня в эмблеме клуба (кто бы один из московских клубов смог бы получить Кремль на логотип, когда даже президент не может признать, какой из трех вакцин прививался?). Акционеры поставили задачу сделать из PSG международный супер-бренд из Франции, и не только на территории футбола, но также и на другой традиционно французской территории - моды (продуктовая диверсификация). Причем спозиционировав его в luxury-сегменте, для чего продажи собственной линейки пилотируются в такой, казалось бы, далекой от футбола, но тратящей много денег на luxury бренды стране, как Япония (географическая диверсификация).

Финансовый результат на данный момент: купленный в 2011 году катарцами за 70 млн клуб спустя 10 лет оценивается в 3+ млрд. А Месси.. что Месси. Не самая дорогая покупка клуба на фоне трансфера Неймара (222 млн евро), хотя супер-игрок и удачный момент.

Главное достижение клуба не в том, чтобы успешно покупать лучших игроков, а в том, чтобы через бренды игроков растить ценность собственного бренда, и через агрессивный и креативный маркетинг его успешно монетизировать. Футболисты = cost, маркетинг = revenue. (UPDATE по поступившим вопросам: клуб прибыльный с 2014 года (за исключением прошлого ковидного), по revenue с 2019 входит в пятерку мировых клубов. Кому интересно поанализировать цифры - ссылки ниже в комментариях.)

Ну и главный результат стратегии. Пока легендарная Барса в рамках принятого UEFA правила fair play не может себе позволить тратить на игроков больше, чем зарабатывает, PSG может позволять себе еще больше тратить, чтобы еще больше зарабатывать. Кажется, кто-то наконец-то нашел ключ к глобальному масштабированию за счет развития бренда и диверсификации бизнеса в такой инвестиционно ёмкой индустрии как футбол.

Крайне интересный опыт. Можно применить и к другим бизнесам и индустриям, если хорошо подумать )

--
Оригинал: https://www.facebook.com/Anchbook/posts/10226618450151867
Комментарии(0)
Комментарии (0)
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение