Темные склады: почему не сходится?

Московский средний класс наслаждается экспресс-доставкой из Самоката, Яндекс.Лавки и ВкусВилла. Доставка продуктов до двери за 15 минут - настоящий рай для потребителя! У сервисов все тоже очень хорошо - по крайней мере было до февраля, рекорд ставился за рекордом.

В мире темные склады хорошо разогнались, но сейчас чуть ли не раз в неделю приходят новости о закрытиях, сокращениях и пересмотре стратегии крупнейших из них. И отмазки про “особые условия” у американских и европейских проектов нет. Хотя бесплатные венчурные деньги действительно закончились, обычные-то деньги остались, хороший сервис с понятными перспективами найти их может.

Попробую предположить разницу. Успехом для Самоката была бы конечная оценка бизнеса в 100 миллиардов рублей, это оправдало бы и инвестиции, и амбиции менеджмента. Не так много российских около-IT продуктов добились такого результата. Это точно победа.

Такой результат требует примерно 300 миллиардов годовых продаж, соотношение можно подглядеть по прошлогодним мультипликаторам X5 или Магнита. 300 миллиардов рублей - это 2% общего рынка РФ. Смотрим только на большие города - это 5% рынка. Оставляем только тех, кто выше среднего по доходам, - среди них требуется 10%. Каждый третий из среднего класса и выше перестанет ходить в магазин, каждый третий из них начнет закупаться конкретно в Самокате - вот магия и сошлась. Достижимо, а может быть, и лучше всё выйдет.

Снизу-вверх всё тоже смотрится реалистично. 300 миллиардов рублей в год это всего миллион успешных горожан, которые питаются исключительно через этот сервис (25 тысяч в месяц на еду). Для сравнения, Яндекс осенью заявлял, что его подпиской Плюс пользуется 10 миллионов человек, из которых 75% реально платят - экспресс-доставкам есть с кем работать, немного лишних денег есть у многих.

Теперь посмотрим на пример американского GoPuff. Последняя публичная оценка проекта - 40 миллиардов долларов. Предположим, амбиции не простираются дальше, выше расти проекту уже не надо - хотя реально-то инвесторам обещали рост. По докризисным мультипликаторам WallMart это соответствует 60 миллиардам годового оборота. Это 7.5% ВСЕГО американского рынка продуктов и сопутки. А ведь ещё надо сделать поправку на большие города, а потом на лишние деньги.

При этом поправка на “сервис для относительно богатых” в Штатах должна быть едва ли не больше, чем в России. Потребитель в конечном итоге платит за то, чтобы дорогу до магазина прошел кто-то другой вместо него. И роль играет не абсолютное количество денег в кармане покупателя, а разница доходов клиента и курьера. И тут среднеазиатские мигранты дают Москве огромное преимущество, в Нью-Йорке их нет, а минимальная зарплата есть.

В итоге 7.5% всего рынка, наверное, соответствует 40% рынка теоретически достижимого. На фоне необходимости переучить потребителя и наличия лобовых конкурентов - доля недостижимая. Вот и пересмотр стратегии с увольнениями - замах был слишком замашистым.
Комментарии(0)
Комментарии (0)
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение