Почему последняя версия iOS – чуть ли не главное событие года, а не технический релиз.
1. С девяностых годов и до этого мая весь коммерческий интернет напропалую передавал данные о пользователях. Рекламные сетки, посредники и кто угодно ещё знали, где, что и как вы купили – и эта информация использовалась для показа хорошей и релевантной рекламы. Она не была идеальной (“ах, меня опять преследуют кофейники, мне уже не нужно!”), но она была лучшей из возможных и гораздо лучше случайной.
2. Ситуация была выгодна и индустрии, и клиентам, но у неё был плохой имидж – “следят”. В этом конфликте мы жили и иногда жаловались в соцсетях на прослушивание. И вот, наконец, телевизор победил холодильник, приватность стала важнее выгоды. В ближайшие годы всё изменится, камень покатился, его не остановить.
3. В последней версии iOS Apple создал первый защищенный остров в океане свободы. Сейчас каждое приложение обязано спросить пользователя, согласен ли он на передачу данных из этой аппки наружу. Окно с вопросом рисует Apple и формулировка там жесткая, рука тянется к “нет”. Предварительное предупреждение, правда, пишет приложение – и оно естественно максимально смягчает удар. “Нажмите на следующем экране “да”, чтобы Инстаграм остался бесплатным” (c) Данные разных компаний разнятся и времени прошлом немного, но вроде как сейчас согласий и отказов примерно 40-50 на 50-60.
4. Радоваться, что “половина – это не так уж плохо” не надо. Apple будет становиться строже и строже. Пройдет пара лет, и обмен данными закроется совсем.
5. То же самое неизбежно случится и на Android, и в браузерах. Сайты не смогут обмениваться идентификаторами пользователей. Google обещает запретить сторонние куки в Chrome уже в 2022 году.
6. Пострадает от этого в первую очередь Facebook и весь мелкий бизнес, использующий его трафик. Кризис будет и у кучи рекламных сеток и технологических решений для рекламы, но кто-то из них наоборот взлетит на переделе рынка.
7. Выиграют офлайн и телик. Онлайн реклама испортится, бренды будут меньше тратить на неё и больше на всё остальное. Не обещаю, что доля интернета в бюджетах именно сократится, но хотя бы замедление роста – крайне вероятно. Также вряд ли в США начнут заново открываться заброшенные торговые центры, но те, что ещё живы, проживут теперь дольше.
8. Авторизация станет важнее, и конкуренция провайдеров авторизации станет агрессивнее. Этот маршрут передачи данных на ближайшие годы остается неприкосновенным.
9. В целом, экономически общество суммарно чуть-чуть проиграло. Интернет-индустрия и мы вместе с ней проиграли сильнее. Климат, кстати, ухудшился, выбросов станет больше. Но зато приватность.
1. С девяностых годов и до этого мая весь коммерческий интернет напропалую передавал данные о пользователях. Рекламные сетки, посредники и кто угодно ещё знали, где, что и как вы купили – и эта информация использовалась для показа хорошей и релевантной рекламы. Она не была идеальной (“ах, меня опять преследуют кофейники, мне уже не нужно!”), но она была лучшей из возможных и гораздо лучше случайной.
2. Ситуация была выгодна и индустрии, и клиентам, но у неё был плохой имидж – “следят”. В этом конфликте мы жили и иногда жаловались в соцсетях на прослушивание. И вот, наконец, телевизор победил холодильник, приватность стала важнее выгоды. В ближайшие годы всё изменится, камень покатился, его не остановить.
3. В последней версии iOS Apple создал первый защищенный остров в океане свободы. Сейчас каждое приложение обязано спросить пользователя, согласен ли он на передачу данных из этой аппки наружу. Окно с вопросом рисует Apple и формулировка там жесткая, рука тянется к “нет”. Предварительное предупреждение, правда, пишет приложение – и оно естественно максимально смягчает удар. “Нажмите на следующем экране “да”, чтобы Инстаграм остался бесплатным” (c) Данные разных компаний разнятся и времени прошлом немного, но вроде как сейчас согласий и отказов примерно 40-50 на 50-60.
4. Радоваться, что “половина – это не так уж плохо” не надо. Apple будет становиться строже и строже. Пройдет пара лет, и обмен данными закроется совсем.
5. То же самое неизбежно случится и на Android, и в браузерах. Сайты не смогут обмениваться идентификаторами пользователей. Google обещает запретить сторонние куки в Chrome уже в 2022 году.
6. Пострадает от этого в первую очередь Facebook и весь мелкий бизнес, использующий его трафик. Кризис будет и у кучи рекламных сеток и технологических решений для рекламы, но кто-то из них наоборот взлетит на переделе рынка.
7. Выиграют офлайн и телик. Онлайн реклама испортится, бренды будут меньше тратить на неё и больше на всё остальное. Не обещаю, что доля интернета в бюджетах именно сократится, но хотя бы замедление роста – крайне вероятно. Также вряд ли в США начнут заново открываться заброшенные торговые центры, но те, что ещё живы, проживут теперь дольше.
8. Авторизация станет важнее, и конкуренция провайдеров авторизации станет агрессивнее. Этот маршрут передачи данных на ближайшие годы остается неприкосновенным.
9. В целом, экономически общество суммарно чуть-чуть проиграло. Интернет-индустрия и мы вместе с ней проиграли сильнее. Климат, кстати, ухудшился, выбросов станет больше. Но зато приватность.