Представьте себе стартап – какая-то яркая идея, быстрая реализация, первые клиенты. Это может быть абсолютно что угодно, хоть новый потребительский товар, хоть тяжелая B2B-услуга. Первые полгода компания стремительно растет, пресса берет интервью, в презентациях появляется обещание миллиардов и выхода на мировой рынок, проект попадает в #стартапдня. На этом этапе стартап иногда и инвестиции привлекает – вплоть до миллионов долларов даже в России, если имя основателя и потенциальная ниша позволяют. Но 5-10 миллионов рублей – случай более типичный. В США, разумеется, числа другие.
А потом внезапно рынок заканчивается. Вся достижимая аудитория товар уже попробовала, в постоянный рацион его включили полпроцента клиентов - и вот они его и покупают дальше. Или выяснилось, что “болело” всего у десяти корпораций, три софт поставили, с остальными договориться уже и не получится.
Стандартный выход – свернуться в малый бизнес. Что ж, единорога не вышло, но небольшой полупассивный доход – тоже неплохой результат для большинства основателей. А за миллиардом можно и с другой идеей сходить, тем более что опыт и связи на первой попытке появились. Кто-то всё же закрывается – соотношение прибыли и затрачиваемого времени оказалось хуже альтернатив.
Интереснее для окружающих другой путь. С инвестициями проект начинает жить на широкую ногу: снимает офис, нанимает больше программистов, у основателя появляется зарплата как у гендиректора, ещё какие-то необязательные расходы возникают. Деньги, естественно, закачиваются. На клиентах зарабатывать не получается, и стартап вновь идет к инвесторам.
На этот раз он просит больше, чем в прошлый раз – расходы-то выросли, меньше уже не хватит. Пропорционально повышается и оценка. Сейчас она оправдывается сильной командой, развитием продукта, видением грандиозного будущего – чем угодно, кроме роста выручки и рентабельности. Инвесторы предыдущего раунда кивают и подтверждают прекрасные перспективы – они не могут играть против проекта, даже если для себя его уже списали.
Если второй раунд случится, то дальше все идет по накатанной – новые расходы, выручка растет медленно, деньги заканчиваются, начинается новый поход по инвесторам. Он может оказаться и проще предыдущего – основатель же с каждым разом учится фандрайзингу всё лучше и лучше. Пирамида иногда дорастает до совсем безумных чисел, Quora, например, единорогом стала. Любопытно, что именно такие проекты часто выигрывают конкурсы и премии стартапов.
Выводов я никаких не делаю, просто делаюсь наблюдениями.
А потом внезапно рынок заканчивается. Вся достижимая аудитория товар уже попробовала, в постоянный рацион его включили полпроцента клиентов - и вот они его и покупают дальше. Или выяснилось, что “болело” всего у десяти корпораций, три софт поставили, с остальными договориться уже и не получится.
Стандартный выход – свернуться в малый бизнес. Что ж, единорога не вышло, но небольшой полупассивный доход – тоже неплохой результат для большинства основателей. А за миллиардом можно и с другой идеей сходить, тем более что опыт и связи на первой попытке появились. Кто-то всё же закрывается – соотношение прибыли и затрачиваемого времени оказалось хуже альтернатив.
Интереснее для окружающих другой путь. С инвестициями проект начинает жить на широкую ногу: снимает офис, нанимает больше программистов, у основателя появляется зарплата как у гендиректора, ещё какие-то необязательные расходы возникают. Деньги, естественно, закачиваются. На клиентах зарабатывать не получается, и стартап вновь идет к инвесторам.
На этот раз он просит больше, чем в прошлый раз – расходы-то выросли, меньше уже не хватит. Пропорционально повышается и оценка. Сейчас она оправдывается сильной командой, развитием продукта, видением грандиозного будущего – чем угодно, кроме роста выручки и рентабельности. Инвесторы предыдущего раунда кивают и подтверждают прекрасные перспективы – они не могут играть против проекта, даже если для себя его уже списали.
Если второй раунд случится, то дальше все идет по накатанной – новые расходы, выручка растет медленно, деньги заканчиваются, начинается новый поход по инвесторам. Он может оказаться и проще предыдущего – основатель же с каждым разом учится фандрайзингу всё лучше и лучше. Пирамида иногда дорастает до совсем безумных чисел, Quora, например, единорогом стала. Любопытно, что именно такие проекты часто выигрывают конкурсы и премии стартапов.
Выводов я никаких не делаю, просто делаюсь наблюдениями.