О пользе дорогого такси

Увидел в фейсбуке обсуждение скриншота: московский Uber предлагает проехаться на экономе от Белой Площади до улицы Правды за 608 рублей. Ожидаемое время поездки – 4 минуты, расстояние не написано, но пешком я этот маршрут прохожу минут за 15. Сейчас, в выходной день, тот же Uber за ту же поездку просит у меня то ли 129, то ли 107 рублей - якобы персональная скидка.  Автор поста выражал возмущение и предлагал агрегаторам добровольно понизить цены в час пик. Хочу прокомментировать развернуто.

Закон природы, который находится вне воли любого сервиса: когда на улице снег и наступает пора уходить с работы, на такси хочет ехать больше людей, чем в солнечный полдень. Машин на линии при этом остается почти столько же. И в какой-то момент желающих уехать становится больше, чем машин. Если снег особенно сильный – в разы больше. Предположим, в 5 раз.

Если желающих уехать в 5 раз больше, чем машин, то 4 из этих 5 не уедут на такси. Повторюсь, это не злая воля Яндекса или Ситимобил, это закон природы и арифметика. Возможно, гравитация несправедлива, мы хотим летать, но, увы, Земля притягивает. 4 из 5 не уедут. Машин для них нет.

Агрегатор не может вывезти всех, он может выбрать того единственного, кому повезет. Индустриальный стандарт, который используют современные сервисы такси: уедет тот, кто готов заплатить больше. Цена повышается до уровня, чтобы четверо отказались от поездки сами, а поехал пятый – в данном случае это были 608 рублей. Для автора поста много, для кого-то – приемлемо.

Возможны, однако и другие решения. Предположим, цена останется обычной, а распределение машин будет осуществляться в порядке общей очереди или близко к нему. Вместо аукциона цены возникнет аукцион ожидания – уедет по-прежнему 1 из 5, но не тот, кто готов переплатить, а тот, кто дождется.

Это решение строго хуже для общества в целом – деньги-то туда-сюда ходят, пассажир отдал, водитель, агрегатор, платежка и государство получили, суммарно все при своих. А вот время на ожидание тратится безвозвратно, пассажир отдал, никто не получил. Это решение строго хуже для тех, кто не уехал – в первом случае они ужаснулись и не уехали, а во втором – прождали и не уехали, потеряли время зря. Это решение эквивалентно для того, кто уехал – он оказался либо самым щедрым из пятерых, либо самым терпеливым из пятерых, можно предположить, что ему от этого одинаково больно. Это решение строго хуже для водителя и сервиса – они заработали меньше. Выигрывает единственно тот, кому жалко денег, но не жалко времени – теперь победитель он. Но ровно столько же проигрывает тот, у кого есть деньги.

Аукцион цены и аукцион ожидания можно комбинировать. На практике так и происходит, время ожидания в час пик тоже увеличивается, но, конечно, вопрос соотношений. Можно сделать 1000 рублей и 3 минуты ожидания, 600 и 10, 400 и 20, 200 и полтора часа – конкретные числа тут, естественно, исключительно для иллюстрации мысли.

Можно ещё выбирать счастливчиков случайно или, скажем, по социальному рейтингу. “Извините, сегодня для вас такси не работает – едет Василий Петрович, у него оценка в сервисе выше,” – кстати, я бы предпочел такой вариант вместо ожидания, отказ-то мгновенно получается.

Может быть, есть ещё какой-то способ выбора, важно, что все они только перераспределяют дефицитный ресурс – и нет, за тысячелетия не изобретено способа эффективнее, чем рост цен. Вот поздний СССР пробовал распределять колбасу через очереди в комбинации со связями, чтобы цена осталась 2.20, – никому это не понравилось.

По узкой теме мне сказать больше нечего.  Ниже – ответы на предсказуемые вопросы.

Как все-таки увеличить ресурс, сделать так, чтобы уехали 5 из 5?

Увеличить эффективность системы тем или иным способом. Например, известен подход “Uber Pool” – одна машина берет двух пассажиров, которым надо примерно в одном направлении. У Uber и Lyft в некоторых городах работает. В России пока ни у кого не получилось. Но обязательно получится рано или поздно, если агрегаторам не мешать.

Увеличить число автомобилей на линии. Можно поднять базовые тарифы, доход водителя увеличится, новые люди придут в профессию. А часть пассажиров соответственно отучатся ездить на такси. То и другое поможет в снег. В итоге вместо 130 рублей обычно и 600 редко поездка будет стоить 200 обычно и 500 редко. Или можно дождаться автопилота – это другой вариант “новых людей”. Можно поощрить “подработчиков”, которые работали бы водителями только в часы пик. Сейчас законодательство построено так, чтобы это затруднить, но закон о такси – не закон природы, его можно исправить. Это бы действительно заметно снизило пиковые цены. Желающих сделать на своем автомобиле 3 поездки на 4 минуты по 400 рублей нашлось бы много.

Можно целиться в снижение спроса. Улучшать работу общественного транспорта, портить качество обслуживания в такси – мы же любые варианты рассматриваем. Или опять-таки ждать, в этот раз глобального потепления, чтобы снег не падал.  

Как проверить, что 600 рублей – это действительно результат аукциона, что Яндекс не завышает цены выше нужного?

Поехать на машине и спросить водителя, сколько он ждал заказа. Если не ждал вообще, значит желающие ехать по такой цене есть.

Почему год назад такого не было?

У меня нет статистики, но я думаю, за год ничего не изменилось – вы просто забыли, плохое же вымывается из памяти. Если всё-таки стало дороже, то возможные причины, например, такие:
- Выпал снег. Зима действительно холоднее прошлогодней.
- COVID выпихивает людей из метро.
- Вирус сильнее повлиял на перемещения днем, чем в часы пик. Zoom заменил встречи в кафе, а на работу люди все же ездят. Неравномерность потребления стала сильнее – а за ней поднялись и цены.  
Не настаиваю на этих причинах, могут быть и какие-то другие – но важен результат, посмотрите ответ на предыдущий вопрос.

А если у меня сломана нога и очень надо ехать, но 600 – это дорого?

Да. 4 из 5 не уедут. И кому-то из 4 было очень надо. В идеальном мире были бы какие-то экстренные способы для экстренных ситуаций. Но если просто поменять аукцион цены на аукцион ожидания, то станет только хуже – “а если у меня предынфарктное состояние, есть деньги и счет идет на минуты?”

А пусть агрегаторы не наживаются на снеге и в часы пик снижают комиссию. Цены за их счет станут ниже, мы будем благодарны.

Цены не станут ниже. Чтобы найти одного из пяти, нужна цена в 600 рублей. Что там дальше происходит – вообще не важно, стоимость спросом определяется, а не предложением. Все водители заняты.

Везде монополистов регулируют. Надо и Яндекс прищучить, лучше же станет.

Ситимобил и Яндекс довольно жестко конкурируют, но давайте об этом забудем и представим город одного агрегатора. В принципе – надо щучить. Наверное. Не знаю как, да и городов в России с одним агрегатором не знаю: где нет Ситимобил, там есть Максим. Но ведь хочется. Но это вообще ничего не изменит в нашей задаче. Уедет всё равно 1 из 5. Чтобы выбрать его, все равно нужен какой-то аукцион. Либо это будут деньги – и тогда 600 рублей, либо ожидание, либо статус, либо что-то ещё очень хитрое. Цена останется лучшим для всех вариантом. И неважно, ФАС её назначает или Яндекс – это все равно будут 600 рублей. Или два часа ждем.

Ты советуешь смириться и ждать-ждать, то ли Uber Pool, то ли автопилота, то ли глобального потепления. Но нетерпимо же!

Нетерпимо, что не получается полтора километра дешево проехать на такси – расскажите это самому себе из 2010 года! Просто посмотрите на тот колоссальный прогресс, который дали рынку агрегаторы за 10 лет. Насколько чаще вы стали ездить, насколько комфортнее стали поездки, насколько, с поправкой на инфляцию, подешевело такси. Это всё – результат технологий и отсутствия избыточного регулирования. Давайте продолжать использовать проверенные инструменты, они работают. Если не мешать, то через 10 лет всё обязательно станет ещё лучше.

#мысли
Комментарии(0)
Комментарии (0)
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение