Лет 10 назад в России включили систему ЕГАИС. На каждую бутылку алкоголя вешался индивидуальный штрихкод, при всех перемещениях её от производства до кассы супермаркета этот штрихкод сканировался, и где-то на центральном сервере копилась информация кто, куда и откуда. В результате контрафакт должен был исчезнуть, а собираемость налогов вырасти.
Участники рынка и эксперты в один голос пугали, что это невозможно, государство мешает бизнесу, из магазинов исчезнет вино, а то, что останется, подорожает в миллион раз. Я со своим IT-опытом верил, что запрограммировать можно что угодно, все со всем справятся, никаких существенных проблем не возникнет. На видимом потребителю уровне я оказался прав – ассортимент остался прежним, цены продолжили расти не быстрее инфляции, массового закрытия магазинов не случилось.
Российская власть любит контроль. Маркировка алкоголя была первой, но далеко не последней. Товар за товаром попадали под наблюдение, разнообразных кодов и реестров становилось всё больше. Эксперты рынка каждый раз возмущались, депутаты и профильные министры их не слушали, я отстраненно читал новости и верил, что рынок выкрутится. Он выкручивался.
Потом коммунисты и члены профсоюза закончились, беда пришла в мой личный дом – государство озаботилось интернет-рекламой и решило маркировать и её. Каждое объявление теперь регистрируется в Роскомнадзоре, а потребитель на баннере видит специальный код и информацию о рекламодателе “erid Ljsdfsdg, ООО Ромашка, ИНН 12345678“. Как эксперт и участник рынка я, естественно, хорошо понимал, что новый закон ничему не поможет, и сильно подрежет этот самый рынок. Заодно и мне перепадать меньше будет, отвалится реклама в моем телеграм-канале. В чем-то я даже видел справедливость – зря я к чужим жалобам на маркировку скептически относился, действительно же ужасно и невозможно всё.
Реально закон начал действовать год назад. Можно подвести итоги. На видимом потребителю уровне, как обычно, ничего плохого не случилось. Площадки не разорялись, дефицита интернет-рекламы не случилось, аналитические отчеты и личные ощущения показывают прекрасный рост.
Закон явно повысил собираемость налогов – рекламные агентства перестали регулярно предлагать отправить деньги на карту, сразу необходимость договора понимают. Не утверждаю, что все платят всё, но прогресс точно есть. Объявленные в законе чудовищные штрафы за нарушение правил вроде бы не применяются – публично было известно о трех случаях на всю страну. Статистики не знаю, но, наверное, доля скрытой рекламы упала, потребителю стало лучше.
Минус – тысячи людей, которые в разных ролях вместо полезных дел занимаются маркировкой рекламы. А могли бы новые лекарства изобретать, да. Ещё, наверное, база эта когда-нибудь утечет и на Горбушке появится. Но, надо отдать должное, пока не утекла.
Участники рынка и эксперты в один голос пугали, что это невозможно, государство мешает бизнесу, из магазинов исчезнет вино, а то, что останется, подорожает в миллион раз. Я со своим IT-опытом верил, что запрограммировать можно что угодно, все со всем справятся, никаких существенных проблем не возникнет. На видимом потребителю уровне я оказался прав – ассортимент остался прежним, цены продолжили расти не быстрее инфляции, массового закрытия магазинов не случилось.
Российская власть любит контроль. Маркировка алкоголя была первой, но далеко не последней. Товар за товаром попадали под наблюдение, разнообразных кодов и реестров становилось всё больше. Эксперты рынка каждый раз возмущались, депутаты и профильные министры их не слушали, я отстраненно читал новости и верил, что рынок выкрутится. Он выкручивался.
Потом коммунисты и члены профсоюза закончились, беда пришла в мой личный дом – государство озаботилось интернет-рекламой и решило маркировать и её. Каждое объявление теперь регистрируется в Роскомнадзоре, а потребитель на баннере видит специальный код и информацию о рекламодателе “erid Ljsdfsdg, ООО Ромашка, ИНН 12345678“. Как эксперт и участник рынка я, естественно, хорошо понимал, что новый закон ничему не поможет, и сильно подрежет этот самый рынок. Заодно и мне перепадать меньше будет, отвалится реклама в моем телеграм-канале. В чем-то я даже видел справедливость – зря я к чужим жалобам на маркировку скептически относился, действительно же ужасно и невозможно всё.
Реально закон начал действовать год назад. Можно подвести итоги. На видимом потребителю уровне, как обычно, ничего плохого не случилось. Площадки не разорялись, дефицита интернет-рекламы не случилось, аналитические отчеты и личные ощущения показывают прекрасный рост.
Закон явно повысил собираемость налогов – рекламные агентства перестали регулярно предлагать отправить деньги на карту, сразу необходимость договора понимают. Не утверждаю, что все платят всё, но прогресс точно есть. Объявленные в законе чудовищные штрафы за нарушение правил вроде бы не применяются – публично было известно о трех случаях на всю страну. Статистики не знаю, но, наверное, доля скрытой рекламы упала, потребителю стало лучше.
Минус – тысячи людей, которые в разных ролях вместо полезных дел занимаются маркировкой рекламы. А могли бы новые лекарства изобретать, да. Ещё, наверное, база эта когда-нибудь утечет и на Горбушке появится. Но, надо отдать должное, пока не утекла.