Смерть VC

1. Основной “венчур” последних лет - однотипные компании без какой-либо инновации. “Uber для X”, “Airbnb для Y”, “Shopify для Z”. Посмотрите любой выпуск Y Combinator для иллюстрации тезиса. Даже если инновация внутри все-таки есть, как в какой-нибудь Algolia, новизну все равно можно вынести за скобки. Мы хорошо понимаем, как работает B2B SaaS, какая в общем-то разница, что именно он делает.


2. Оценка перспектив таких компаний, начиная с появления операционных метрик - упражнение арифметическое, а не творческое. Комбинируем размер рынка, CAC и когорты, получаем результат, в зависимости от него и инвестируем или нет.


3. Основной инструмент конкуренции между такими стартапами - деньги в печке. Субсидии для пользователей, максимально быстрое масштабирование, найм сотен сейлзов.


4. Из предыдущих пунктов следует, что VC-инвестору больше не требуется быть каким-то особенным экспертом в технологиях или рынках - всё достаточно просто, но зато ему нужен очень толстый кошелек.


5. А значит, идеальным инвестором становится традиционный финансовый гигант, а не венчурный фонд. В пределе - суверенный фонд Норвегии, инвестирующий напрямую, без всяких прослоек в виде Секвойи с её Carry. 20% успеха - слишком дорого за глубокомысленное сравнение CAC с LTV.


6. Лобовая конкуренция между инвесторами с появлением нового класса игроков усиливается, оценки стартапов ещё сильнее вырастут, итоговая доходность ещё сильнее уменьшится. Пенсионным фондам к низким доходностям не привыкать, а вот венчуристы расстроятся.


7. В итоге развитие SaaS или маркетплейсов будет финансироваться по тем же правилам, что расширение сети гостиниц или продуктовых магазинов, с таким же количеством романтики и тем же IRR. И это случится относительно скоро.


8. Seed и Pre-seed раунды от такого исхода защищены отсутствием метрик, но повышенные оценки Round A неизбежно перетекут и в Seed тоже, а значит иксы испортятся и там.


9. Если хотите отстаться классическим VC - уходите из “около-IT” рынка во что-то новое. Биотех, космос, холодный термояд - вы ж VC, вам виднее, где сейчас острие прогресса и неопределенности. Маркетплейсы оставьте банкам.

Общую логику и часть тезисов я взял из #статьядня https://www.theinformation.com/articles/the-end-of-venture-capital-as-we-know-it (за paywall). Есть с чем спорить, но позиция стройная.
Комментарии(0)
Комментарии (0)
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение