Об Uber #стартапдня я ещё не писал, но сегодня специально для Forbes – обзор Lyft

Об Uber #стартапдня я ещё не писал, но сегодня специально для Forbes – обзор Lyft.

Американский такси-агрегатор номер 2 приближается к IPO. В процессе подготовки компания опубликовала «проспект» — многостраничный документ, объясняющий суть бизнеса и его основные показатели для потенциальных инвесторов. Из него удалось узнать подробности о бизнесе компании.

Lyft догоняет. Показателей Uber в проспекте нет, но есть ссылка на независимые отчеты третьих компаний. По их данным, за два года доля Lyft на рынке агрегаторов такси выросла с 22% до 39% — уже практически паритет. Нам в России все равно, кто победит в далеких США, но важно, что второй игрок приближается к первому. Сетевой эффект не цементирует преимущество лидера навечно, победитель не получает все.

Lyft быстро растет. Основные показатели бизнеса растут. За 2018 год оборот платформы и количество поездок через Lyft выросли на 75%, выручка удвоилась. Тем не менее пространство для роста еще огромно. Исходя из доли Lyft в 39% и пренебрегая Канадой, получается, что весь рынок такси-агрегаторов в США сейчас составляет около $20 млрд, всего в пару раз больше российского рынка такси (включая агрегаторы, таксопарки и диспетчерские службы). Или, с другой стороны, взрослый американец в среднем делает через вместе взятые Uber и Lyft шесть поездок в год — это и близко не часть повседневной жизни для большинства населения.

Lyft убыточен. За 2016 и 2017 годы стартап жег по $700 млн, за 2018-й — 900 млн. Убытки растут значительно медленнее, чем поездки или выручка, тем не менее они по-прежнему очень велики. Компания работает в минус даже без учета расходов на управление и разработку. Положительного итога получается добитьс только если обнулить еще и маркетинг, но это уже совсем схоластическое упражнение.

Lyft — действительно IT-компания. Расходы на разработку весьма существенны в структуре затрат Lyft, их доля каждый год только растет. В 2018 году затраты на R&D — $300 млн, 14% выручки или треть убытка. Это очень большие числа и в абсолютном, и в относительном значении. Cтартап действительно много вкладывает в автоматизацию процессов и аналитику, что отличает его от «диспетчерской с приложением».

Эксперименты пока малозначимы для бизнеса. «Проспект» очень много внимания уделяет экспериментальным и инновационным проектам стартапа. Lyft экспериментирует с подпиской — пассажир заранее покупает пакет на определенное количество поездок, «проездной», помогающий сэкономить, если использовать его по максимуму.

Кроме такси Lyft предлагает сервисы поминутной аренды велосипедов и электросамокатов. Lyft продвигается в B2B: уже 10 000 компаний оплачивают такси для сотрудников своих клиентов. Увы, подробное описание каждого из этих инновационных направлений завершается припиской «выручка от него незначительна». Настоящий бизнес — это по-прежнему старое доброе «из пункта А в пункт Б на машине с водителем», остальное пока в статусе экспериментов.

Еще интереснее ситуация с беспилотными автомобилями. Словосочетание autonomous vehicle встречается в «проспекте» 86 раз и всегда с самыми положительными коннотациями: «Мы верим в будущее, мы одни из лидеров, у нас уже отличные результаты». Тем не менее в абзаце об R&D бюджете Lyft пишет, что траты на беспилотники меньше влияют на рост общих расходов, чем наем программистов для развития основного продукта.

Последняя из тех функций, которые мы пока не видим в российских сервисах, — shared ride. Если два незнакомых между собой человека едут примерно в одном направлении, Lyft предлагает им сесть в один автомобиль. В теории это выгодно абсолютно всем: пассажир экономит, водитель и сервис дополнительно зарабатывают, и даже экология страдает меньше. Авторы проспекта 32 раза упомянули shared ride в положительном ключе, однако ни разу не обмолвились о его популярности или экономическом эффекте.
Стартап: Lyft
Голосование завершено.

Хотите инвестировать в подобный проект в России?

$
$
Укажите сумму в долларах, если готовы инвестировать в подобный проект. Когда денег соберется достаточно и мы найдем команду под проект, #СтартапДня свяжется с вами.
Комментарии(0)
Комментарии (0)
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение