Обсуждали российский #стартапдня – B2B компанию, которая автоматизирует одну из задач офлайн-ритейла, делает умные планшеты для консультантов или распознавание лиц постоянных посетителей – детали не важны совершенно. Основатели приехали на релевантную американскую выставку и начали продажи. Типичный диалог шел так.
- Что делаете?
- Автоматизируем, распознаем, …
- О, круто, то, что надо! А вы кто такие вообще?
- Стартап! Делаверская компания! Подняли миллион инвестиций!
- Блин, нам надо с вами работать! Мы любим ребят из технологий! А где у вас уже были внедрения?
- Такие-то и такие-то сети, в России это лидеры рынка!
- В России? Ну до свидания.
Основатели считали это русофобией. Я предложил представить, как на выставке в Москве Ленте или ВкусВиллу предлагают решение, опробованное в сети супермаркетов Ботсваны – кажется, реакция будет совершенно аналогичной. Собеседник возмутился в духе "Как?? Россия и Ботсвана?? Нас нельзя сравнивать!"
Полез в Википедию. С Ботсваной я промахнулся, надо брать Алжир, по основным параметрам он для нас, как мы для американцев. ВВП по номиналу, т. е. формальный объём рынка в США 19 триллионов, в России полтора, в Алжире 180 миллиардов долларов. Соотношение 12:1 и 9:1, Алжир к нам чуть ближе. ВВП на душу с учетом покупательной способности, т. е. грубо – платежеспособность населения, в США 59 тысяч долларов, в России – 28, в Алжире – 15, 2:1 там и там. Стоимость самой дорогой компании в Штатах, показатель зрелости бизнеса, – 800 миллиардов (и это IT), у нас 70 миллиардов (Роснефть), в Алжире 4.5 миллиарда (местный телеком), 11:1 и 15:1.
Мы как местные жители, конечно, знаем, что интернет-компании у нас развиты непропорционально сильно, Яндекс и Mail.Ru существуют наперекор статистике, и объективно наши технологические решения лучше, чем должны бы быть. Но откуда об этом может знать менеджер американской сети супермаркетов? Что мы сами знаем об особенностях Алжира? Там же, наверное, тоже есть что-то, что выделяется и чем они гордятся – я даже ради поста поленился выяснять. Или возьмем для примера Грузию. Числа пропорций попадают не так точно, как в Алжире, она ещё меньше, но по историческим причинам мы должны знать о ней больше, чем об африканских странах. И что мы таки знаем, кроме водки и балалайки, т. е. вина и шашлыка? Прозрачные кабинки для полицейских и удобный для туристов Тбилиси? Американец тоже слышал, что у нас коррупция и снег. Дальше?
В общем, не было на выставке никакой русофобии или несправедливости, а только голая арифметика и нормальная человеческая психология. Чтобы покорять американский рынок, нужны американские истории успеха.
- Что делаете?
- Автоматизируем, распознаем, …
- О, круто, то, что надо! А вы кто такие вообще?
- Стартап! Делаверская компания! Подняли миллион инвестиций!
- Блин, нам надо с вами работать! Мы любим ребят из технологий! А где у вас уже были внедрения?
- Такие-то и такие-то сети, в России это лидеры рынка!
- В России? Ну до свидания.
Основатели считали это русофобией. Я предложил представить, как на выставке в Москве Ленте или ВкусВиллу предлагают решение, опробованное в сети супермаркетов Ботсваны – кажется, реакция будет совершенно аналогичной. Собеседник возмутился в духе "Как?? Россия и Ботсвана?? Нас нельзя сравнивать!"
Полез в Википедию. С Ботсваной я промахнулся, надо брать Алжир, по основным параметрам он для нас, как мы для американцев. ВВП по номиналу, т. е. формальный объём рынка в США 19 триллионов, в России полтора, в Алжире 180 миллиардов долларов. Соотношение 12:1 и 9:1, Алжир к нам чуть ближе. ВВП на душу с учетом покупательной способности, т. е. грубо – платежеспособность населения, в США 59 тысяч долларов, в России – 28, в Алжире – 15, 2:1 там и там. Стоимость самой дорогой компании в Штатах, показатель зрелости бизнеса, – 800 миллиардов (и это IT), у нас 70 миллиардов (Роснефть), в Алжире 4.5 миллиарда (местный телеком), 11:1 и 15:1.
Мы как местные жители, конечно, знаем, что интернет-компании у нас развиты непропорционально сильно, Яндекс и Mail.Ru существуют наперекор статистике, и объективно наши технологические решения лучше, чем должны бы быть. Но откуда об этом может знать менеджер американской сети супермаркетов? Что мы сами знаем об особенностях Алжира? Там же, наверное, тоже есть что-то, что выделяется и чем они гордятся – я даже ради поста поленился выяснять. Или возьмем для примера Грузию. Числа пропорций попадают не так точно, как в Алжире, она ещё меньше, но по историческим причинам мы должны знать о ней больше, чем об африканских странах. И что мы таки знаем, кроме водки и балалайки, т. е. вина и шашлыка? Прозрачные кабинки для полицейских и удобный для туристов Тбилиси? Американец тоже слышал, что у нас коррупция и снег. Дальше?
В общем, не было на выставке никакой русофобии или несправедливости, а только голая арифметика и нормальная человеческая психология. Чтобы покорять американский рынок, нужны американские истории успеха.