Английский сервис доставки еды, #стартапдня Deliveroo вышел вчера на IPO. Размещение прошло неудачно, акции в первый день упали на 30%, но – всем бы быть такими неудачниками, компания сейчас стоит 7.5 миллиарда долларов.
О бизнес-модели Deliveroo писать бессмысленно, доставка еды – она и есть доставка еды, поделюсь вместо этого самыми любопытными деталями из их проспекта к IPO.
1. Доля основателя после всех раундов – 6.1%. У компании есть 6 инвесторов с долями больше, крупнейший – Amazon с 15.8%. При этом в принятиях решений фаундер сохраняет контроль, его акции весят в 20 раз больше, чем обычные, голосов у него 57.5%. После IPO доли у старых инвесторов уменьшаются – что совершенно логично, а вот у основателя даже немного выросла. Он получил новые акции – видимо, сработал какой-то поощрительный пункт старого акционерного соглашения.
2. P&L у Deliveroo по меркам стартапов прекрасный: выручка растет быстрее убытков, а в ковидный год убытки вообще упали. Итоги 2020: выручка 1.6 миллиарда долларов (+54%), убыток 310 миллионов (-29%). Более того, если немножко подкрутить и выбросить из рассмотрения некоторые “нетипичные и неожидаемые к повторению расходы”, так убытков вообще почти не останется – жалкие 12 миллионов в 2020. Половина бизнеса – Великобритания и Ирландия, другая половина – ещё 10 стран.
3. Из всех инструментов работы с ресторанами проспект выделяет четыре ключевых.
- Скидку на комиссию за эксклюзивность партнерства.
- Программу “совместных покупок”. Рестораны покупают продукты через Deliveroo, который за счет масштаба выдавливает из поставщиков лучшие цены.
- Встраиваемое решение. Бренды могут добавить заказ через Deliveroo в свой сайт или своё приложение.
- Темные кухни. Совместно с лучшими ресторанами они открывают в удаленных районах их филиалы, работающие только на доставку. В Москве бы это означало что-то типа Кофемании в Капотне.
Подключение ресторана к маркетплейсу платное! Вот что значит сильная переговорная позиция.
4. С сервисом работают 100 тысяч курьеров. Грубо получается, что каждый из них возит еды на 200 баксов в день, это 6-7 заказов, 3 часа работы. Очень далеко от полного рабочего дня, но и не “раз в неделю пару заказов”. Среднее время работы до увольнения – 10 месяцев, и Deliveroo называет это успехом, в 2018 году было полгода.
Стартап заботится о том, чтобы курьеры развивались как личности. Так, например, компания поддерживает бизнесы, которые они запускают в свободное от развоза бургеров время. За 2 года Deliveroo проинвестировал в них аж целых 200 тысяч фунтов. Этого числа авторы проспекта совершенно не стыдятся, но почему-то они не указали рядом зарплату и опционы какого-нибудь “директора по удовлетворенности курьеров”. Было бы интересно сравнить.
Кроме денег есть и моральная поддержка. В тексте раз 5 повторяется рассказ о том, что первый год основатель сам непрерывно возил приходящие в приложение заказы и до сих пор иногда выходит на линию. Будь как Уилл Шу! Подключайся к Deliveroo!
5. Настоящих сотрудников в компании работает 2000 человек. До пандемии их было на 700 больше, в маркетинге вообще уволили трех из каждых четырех.
6. В Deliveroo есть подписка для клиента – он платит фиксированную сумму ежемесячно, чтобы экономить на доставке. Судя по интонациям, компания продолжает верить в эту механику, но существенных результатов всё ещё нет.
Всего в Deliveroo вложено 1.7 миллиарда долларов венчурных денег, все инвесторы заработали. Те, кто участвовал в последнем раунде в конце 2019 года - примерно x2.
http://deliveroo.co.uk/ (из России не открывается)
О бизнес-модели Deliveroo писать бессмысленно, доставка еды – она и есть доставка еды, поделюсь вместо этого самыми любопытными деталями из их проспекта к IPO.
1. Доля основателя после всех раундов – 6.1%. У компании есть 6 инвесторов с долями больше, крупнейший – Amazon с 15.8%. При этом в принятиях решений фаундер сохраняет контроль, его акции весят в 20 раз больше, чем обычные, голосов у него 57.5%. После IPO доли у старых инвесторов уменьшаются – что совершенно логично, а вот у основателя даже немного выросла. Он получил новые акции – видимо, сработал какой-то поощрительный пункт старого акционерного соглашения.
2. P&L у Deliveroo по меркам стартапов прекрасный: выручка растет быстрее убытков, а в ковидный год убытки вообще упали. Итоги 2020: выручка 1.6 миллиарда долларов (+54%), убыток 310 миллионов (-29%). Более того, если немножко подкрутить и выбросить из рассмотрения некоторые “нетипичные и неожидаемые к повторению расходы”, так убытков вообще почти не останется – жалкие 12 миллионов в 2020. Половина бизнеса – Великобритания и Ирландия, другая половина – ещё 10 стран.
3. Из всех инструментов работы с ресторанами проспект выделяет четыре ключевых.
- Скидку на комиссию за эксклюзивность партнерства.
- Программу “совместных покупок”. Рестораны покупают продукты через Deliveroo, который за счет масштаба выдавливает из поставщиков лучшие цены.
- Встраиваемое решение. Бренды могут добавить заказ через Deliveroo в свой сайт или своё приложение.
- Темные кухни. Совместно с лучшими ресторанами они открывают в удаленных районах их филиалы, работающие только на доставку. В Москве бы это означало что-то типа Кофемании в Капотне.
Подключение ресторана к маркетплейсу платное! Вот что значит сильная переговорная позиция.
4. С сервисом работают 100 тысяч курьеров. Грубо получается, что каждый из них возит еды на 200 баксов в день, это 6-7 заказов, 3 часа работы. Очень далеко от полного рабочего дня, но и не “раз в неделю пару заказов”. Среднее время работы до увольнения – 10 месяцев, и Deliveroo называет это успехом, в 2018 году было полгода.
Стартап заботится о том, чтобы курьеры развивались как личности. Так, например, компания поддерживает бизнесы, которые они запускают в свободное от развоза бургеров время. За 2 года Deliveroo проинвестировал в них аж целых 200 тысяч фунтов. Этого числа авторы проспекта совершенно не стыдятся, но почему-то они не указали рядом зарплату и опционы какого-нибудь “директора по удовлетворенности курьеров”. Было бы интересно сравнить.
Кроме денег есть и моральная поддержка. В тексте раз 5 повторяется рассказ о том, что первый год основатель сам непрерывно возил приходящие в приложение заказы и до сих пор иногда выходит на линию. Будь как Уилл Шу! Подключайся к Deliveroo!
5. Настоящих сотрудников в компании работает 2000 человек. До пандемии их было на 700 больше, в маркетинге вообще уволили трех из каждых четырех.
6. В Deliveroo есть подписка для клиента – он платит фиксированную сумму ежемесячно, чтобы экономить на доставке. Судя по интонациям, компания продолжает верить в эту механику, но существенных результатов всё ещё нет.
Всего в Deliveroo вложено 1.7 миллиарда долларов венчурных денег, все инвесторы заработали. Те, кто участвовал в последнем раунде в конце 2019 года - примерно x2.
http://deliveroo.co.uk/ (из России не открывается)
Стартап: Deliveroo
Голосование завершено.
Хотите инвестировать в подобный проект в России?
Укажите сумму в долларах, если готовы инвестировать в подобный проект. Когда денег соберется достаточно и мы найдем команду под проект, #СтартапДня свяжется с вами.