Инфляция поздних стадий

За последний месяц пришли новости о двух очень похожих раундах двух совершенно разных американских #стартапдня. Instacart привлек 265 миллионов по оценке почти 40 миллиардов, Stripe – 600 миллионов почти по 100 миллиардов. От нулей, конечно, рябит в глазах, восхищаемся, уважаем, завидуем, но я обращу внимание на пару деталей в этих миллиардах.

Большие оценки стали привычны. Года три назад мир смеялся над Softbank из-за куда меньших чисел, а сейчас в сделку входит самая уважаемая Sequoia, и никто ничему не удивляется.  100 миллиардов за платежку (Cloudpayments на наши деньги, лишь частично утрирую) – да, всё так и надо.

Иначе и не могло быть. За 5 лет индекс S&P удвоился. Говоря очень грубо, акции американских компаний подорожали в два раза, частично из-за роста показателей, но в основном – просто “рынок вырос”. Средний мультипликатор капитализации к выручке (P/S) был 1.8, стал 2.9 - +60%. Выручка увеличилась на 25%. Магическая формула 1.25*1.6=2 иллюстрирует и двукратный рост за 5 лет, и его причины в самом грубом разрезе. А если ориентироваться на NASDAQ – так он с 2016 года утроился, картина ещё ярче. Pre IPO стартапы, естественно, подорожали ещё сильнее. Во-первых, их оценки ориентируются на самую технологичную часть NASDAQ, а не на среднее по больнице, а там всё куда больше, чем удвоилось – точное число по-разному считать можно, не в точных числах суть. Во-вторых, они же продают будущее. Если все верят, что тренд продлится, и в 2025 или 2030 году мультипликаторы на бирже ещё поднимутся, то в оценке стартапа это частично учитывается уже сейчас.  

Сами сделки выросли при этом не так сильно. 250 миллионов и 600 миллионов – ну почему бы и нет. Мы такое уже давно и регулярно видим, примеры приводить бессмысленно, их было очень много. Да, у Instacart со Stripe это на двоих уже пятый и шестой раунды за год – но даже если их все просуммировать, ничего принципиально не изменится. Оценки останутся уникальными, инвестиции – обычными, вполне в рамках 2016 года.

Глубинная причина, мне кажется, в том, что “тратить некуда”. Инфляция потребительских товаров в США за 5 лет всего 9.6%, а рост среднего дохода - 16% (с поправкой на инфляцию – 6%), сравните это с ростом индексов! Т. е. в приложении к стартапам: сколько стоили сервера или аренда офисов – столько они и стоят. Если раньше пользователь становился лояльным после промокода на 10 долларов – так теперь ему нужно 11. Есть категории расходов, где по-другому, но в среднем – так, инфляции не зря по среднему считается. И в итоге старого масштаба инвестиций вполне хватает на той же стадии развития компании, больше не надо.

Большие оценки и “обычные” инвестиции приводят к смешной доле инвесторов. На текущих раундах Instacart со Stripe размылись грубо на полпроцента каждый – да они на опционные программы, небось, больше акций за последний год выделили. Основатели Pre IPO стартапов и раньше на жизнь не жаловались, но теперь они в двойном выигрыше – компании подорожали, их доли в среднем увеличились.

Вот такая арифметика поздних стадий в 2021 году.

#мысли #сша #мегараунд
Комментарии(0)
Комментарии (0)
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение