IPO Roblox

Я уже писал #стартапдня о Roblox, но тут компания объявила об IPO – нельзя не написать ещё раз.

Суть сервиса за год не изменилась, кто её и без меня знает – пропускайте два абзаца. Roblox – это по-прежнему платформа для создания детских игр и игры в них. Визуальная составляющая задана изначально – эдакая помесь Lego и Minecraft, а приключения придумывают пользователи. Через встроенный редактор новую игру может создать даже подросток. Лучшие, конечно, делаются профессионалами. Система обеспечивает единство аватара, виртуального счета и списка друзей, а тысячи разработчиков – разнообразие контента. На мой вкус, все они всё равно однообразны, но кого парит мой вкус, детям нравится.

Монетизация – естественно, freemium. Формально все бесплатно, а за ништяки для персонажа игрок платит местной валютой. Её тоже можно добыть внутри игры, но быстрее и проще с помощью родительской кредитки. Существенную долю доходов получают разработчики игр.

Новость дня – IPO. Обзор чисел из проспекта я скопирую из редакционной статьи vc.ru, оцените уровень современной журналистики. И это не российская проблема, Techcrunch точно так же написал.

“Выручка компании за январь-сентябрь 2020 года выросла на 68% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го и составила $588,7 млн.
Свободный денежный поток за девять месяцев 2020 года составил $292,6 млн против $6 млн за 2019 год и $49,5 млн за весь 2018 и 2019 год вместе взятые.
Убытки за тот же период составили $206 млн против $46 млн убытков в 2019 году.”

Конец цитаты. Я повторю за маэстро: убытки – 200 миллионов, денежный поток – плюс 300 миллионов. Компания убыточная, но при этом зарабатывает больше, чем тратит. И разница двух способов подсчета – не копейки какие-то, а полмиллиарда долларов за три квартала. И никаких дополнительных комментариев нет. Авторы статей противоречия не замечают. Если читатель видит какое-то несоответствие – так это его проблемы.

Фокус в следующем. В тот момент, когда игрок купил местную валюту, Roblox получил деньги, но по правилам финансового учета – это ещё не выручка, а “аванс”, услуга ещё не оказана. В отчетности этот доход Roblox размазывает помесячно на два года вперед, а в текущей выручке, соответственно, учитывает поступления двухлетней давности.

У стабильной компании разницы от всей этой арифметики бы не было, вычли прошлое, убавили настоящее, сумма не изменилась. Но Roblox-то растет как бешенный. Учитываемая сейчас старые поступления – маленькие, а перекладываемые на будущее текущие – большие, вот и возникает разница. И чем больше рост – тем разница сильнее, сейчас за 9 месяцев компания получила 1.2 миллиарда живых денег, а записала 600 миллионов выручки. Магия!

В общем, “по-настоящему” Roblox чертовски прибыльный, убыток у него чисто бумажный, не имеющий никакого значения ни для кого, кроме бухгалтерии. Не читайте финансовые документы в прессе (ещё раз подчеркну – в иностранной тоже не надо). Причем перед IPO эта неразбериха и фраза про убытки ещё и на поведение массовых инвесторов повлияет. Пользователи Robinhood читают Techcrunch, купят меньше акций Roblox, от этого всем хуже станет.

И чтобы не заканчивать на грустной ноте. Самый любопытный факт из отчетности Roblox: в США и Канаде живет 1/3 их аудитории, и с них приходит 2/3 выручки. Американский ребенок в 4 раза выгоднее, чем неамериканский.

https://www.roblox.com/
https://vc.ru/services/179159-youtube-igrovogo-mira-kak-ustroena-igrovaya-platforma-dlya-sozdaniya-virtualnyh-mirov-roblox-s-ocenkoy-4-mlrd
https://techcrunch.com/2020/11/19/roblox-files-to-go-public/
Стартап: Roblox
Голосование завершено.

Хотите инвестировать в подобный проект в России?

$
$
Укажите сумму в долларах, если готовы инвестировать в подобный проект. Когда денег соберется достаточно и мы найдем команду под проект, #СтартапДня свяжется с вами.
Комментарии(0)
Комментарии (0)
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение