#стартапдня Озон объявил, что выходит на IPO. Ниже – главные числа.
Озон ещё маленький. Оборот сервиса за 9 месяцев 2020 года – 120 миллиардов рублей. Представим, что за полный год c учетом роста, распродаж и новогоднего бума будет 180. Это в 10 раз меньше, чем X5, это в разы меньше, чем AliExpress Russia, это чуть меньше, чем Wildberries до COVID. Но это раза в три больше, чем Beru. И Озон растет быстрее всех.
Магазин на полном ходу превращается в маркетплейс, продает товары других продавцов, а не свои собственные. Доля таких продаж за 2018 год 1%, за 2019 – 17%, за 9 месяцев 2020 – 45%. В текущих продажах уже больше половины, наверное. У Амазона для сравнения – примерно 55% и больше не растет. При этом в отличие от Амазона Озон считает правильным и перспективным использование продавцом своей, а не платформенной логистики. Сейчас по такой схеме обрабатывается примерно половина “чужих” заказов.
Даже магазин сам по себе растет и ускоряется – крайне необычно для компании с 20-летней историей. 2016 +20%, 2017 +46%, 2018 +73%, 2019 +60%. А с учетом маркетплейса замедления нет и в 2019 - +93% по обороту. COVID для Озон – просто благословение, рост продаж +142% за эти месяцы, чуть-чуть до 146 не дотянули. Выручка – “всего” +70%, магазин - +50%.
Озон стабильно работает примерно в ноль по основным операциям (“купил, продал, заплатил за хранение и доставку”), но это даже не юнит-экономика, маркетинг уже идет в чистый минус. Тем более – все постоянные издержки, как разработка и управление. Суммарный операционный убыток за прошлый год – 18.6 миллиардов рублей, за этот выйдет похожее число. Капитальные вложения – дополнительный минус, но они относительно маленькие, 4.5 миллиарда за прошлый год и будет 6 за этот. Я почему-то думал, что соотношение операционного убытка и инвестиций должно быть противоположным.
По капитализации – разумное сравнение с Амазоном. Он прибыльный и у него есть AWS, зато Озон растет быстрее, одно другое должно скомпенсировать. Если в лоб использовать американский мультипликатор по выручке, то Озон должен стоить 330 миллиардов рублей (4 миллиарда долларов). Примерно такое размещение нам и обещают, “русский дисконт” не планируется – забавно и приятно.
С другой стороны, у Яндекса, вон, “русская премия” к Google незаметно образовалась. Так что может и тут так же будет, акции после IPO ещё и подскочат.
#ipo #магазин #классифайд #россия
Озон ещё маленький. Оборот сервиса за 9 месяцев 2020 года – 120 миллиардов рублей. Представим, что за полный год c учетом роста, распродаж и новогоднего бума будет 180. Это в 10 раз меньше, чем X5, это в разы меньше, чем AliExpress Russia, это чуть меньше, чем Wildberries до COVID. Но это раза в три больше, чем Beru. И Озон растет быстрее всех.
Магазин на полном ходу превращается в маркетплейс, продает товары других продавцов, а не свои собственные. Доля таких продаж за 2018 год 1%, за 2019 – 17%, за 9 месяцев 2020 – 45%. В текущих продажах уже больше половины, наверное. У Амазона для сравнения – примерно 55% и больше не растет. При этом в отличие от Амазона Озон считает правильным и перспективным использование продавцом своей, а не платформенной логистики. Сейчас по такой схеме обрабатывается примерно половина “чужих” заказов.
Даже магазин сам по себе растет и ускоряется – крайне необычно для компании с 20-летней историей. 2016 +20%, 2017 +46%, 2018 +73%, 2019 +60%. А с учетом маркетплейса замедления нет и в 2019 - +93% по обороту. COVID для Озон – просто благословение, рост продаж +142% за эти месяцы, чуть-чуть до 146 не дотянули. Выручка – “всего” +70%, магазин - +50%.
Озон стабильно работает примерно в ноль по основным операциям (“купил, продал, заплатил за хранение и доставку”), но это даже не юнит-экономика, маркетинг уже идет в чистый минус. Тем более – все постоянные издержки, как разработка и управление. Суммарный операционный убыток за прошлый год – 18.6 миллиардов рублей, за этот выйдет похожее число. Капитальные вложения – дополнительный минус, но они относительно маленькие, 4.5 миллиарда за прошлый год и будет 6 за этот. Я почему-то думал, что соотношение операционного убытка и инвестиций должно быть противоположным.
По капитализации – разумное сравнение с Амазоном. Он прибыльный и у него есть AWS, зато Озон растет быстрее, одно другое должно скомпенсировать. Если в лоб использовать американский мультипликатор по выручке, то Озон должен стоить 330 миллиардов рублей (4 миллиарда долларов). Примерно такое размещение нам и обещают, “русский дисконт” не планируется – забавно и приятно.
С другой стороны, у Яндекса, вон, “русская премия” к Google незаметно образовалась. Так что может и тут так же будет, акции после IPO ещё и подскочат.
#ipo #магазин #классифайд #россия