Парадоксально, но раунд со слишком высокой оценкой может оказаться причиной смерти стартапа. Предположим, проект объективно стоит 10-20 миллионов, а в раунде его оценили по 50. Проходит год, всё идет хорошо, аудитория и показатели растут, но деньги заканчиваются, на прибыль выходить ещё рано, да и невозможно на нынешнем масштабе, нужны следующие инвестиции. Честная оценка теперь, скажем, 20-30 миллионов, хороший прогресс по сравнению с предыдущим годом. Фаундеры же опираются на старые 50, умножают на справедливый рост и выходят на рынок в поиске 100.
Потенциальные инвесторы смотрят на показатели и прекращают общение, бизнес переоценен, зачем в него входить. Старый фонд, вложивший год назад, видит, что что-то идет не так и увеличивать свою долю не готов. По мере того, как деньги заканчиваются, стартап снижает требования и это ещё раз занижает внешнюю оценку – потенциальные инвесторы думают, что “раз согласны на даунраунд, значит в бизнесе проблемы”. Второе естественное действие в такой момент – сократить расходы, но если бизнес был здоровым, то внеплановое сокращение издержек сказывается на росте, что опять-таки ухудшает переговорную позицию, все думают: “ага, они замедляются”. В итоге, раунд собрать не получается уже и на 30, и страшный цикл повторяется. И это ещё относительно хороший вариант, в плохом все просто упрутся и будут искать 100 до последнего дня.
Говорят, именно завышенная оценка была одной из причин смерти американского Beepi. #стартапдня помогал в купле-продаже подержанных автомобилей, но погружался в сделку куда серьезнее, чем условный auto.ru. Инспектор от Beepi обязательно осматривал каждую из выставляемых на сайт машин, причем знание об автомобиле использовалось не просто для галочки “проверено”, стартап выдавал собственные гарантии обеим сторонам. Продавец получал рекомендованную цену, по которой Beepi сам выкупал автомобиль, если он не ушел за месяц. Покупатель имел 180 дней страховки от поломок и 30 дней на то, чтобы просто вернуть автомобиль без объяснения причин. Продавца это, естественно, не касалось, сданные машины Beepi принимал к себе на склад, и выставлял потом на собственную площадку от своего имени.
С каждой сделки стартап получал комиссию, а не копеечную плату за подъём объявления или подкраску желтеньким, но оба участника отлично понимали, почему её платят. Модель скорее всего потенциально сходилась, на втором суперрынке, в Китае, похожие сервисы живут и пока процветают. Beepi, увы, полностью закрылся. Последний успешный (и завышенный) раунд проходил по оценке в полмиллиарда долларов, всего через год после пятнадцати миллионов.
(Ссылки сегодня нет, домен редиректит на Vroom, проект с совсем другой бизнес-моделью.)
Потенциальные инвесторы смотрят на показатели и прекращают общение, бизнес переоценен, зачем в него входить. Старый фонд, вложивший год назад, видит, что что-то идет не так и увеличивать свою долю не готов. По мере того, как деньги заканчиваются, стартап снижает требования и это ещё раз занижает внешнюю оценку – потенциальные инвесторы думают, что “раз согласны на даунраунд, значит в бизнесе проблемы”. Второе естественное действие в такой момент – сократить расходы, но если бизнес был здоровым, то внеплановое сокращение издержек сказывается на росте, что опять-таки ухудшает переговорную позицию, все думают: “ага, они замедляются”. В итоге, раунд собрать не получается уже и на 30, и страшный цикл повторяется. И это ещё относительно хороший вариант, в плохом все просто упрутся и будут искать 100 до последнего дня.
Говорят, именно завышенная оценка была одной из причин смерти американского Beepi. #стартапдня помогал в купле-продаже подержанных автомобилей, но погружался в сделку куда серьезнее, чем условный auto.ru. Инспектор от Beepi обязательно осматривал каждую из выставляемых на сайт машин, причем знание об автомобиле использовалось не просто для галочки “проверено”, стартап выдавал собственные гарантии обеим сторонам. Продавец получал рекомендованную цену, по которой Beepi сам выкупал автомобиль, если он не ушел за месяц. Покупатель имел 180 дней страховки от поломок и 30 дней на то, чтобы просто вернуть автомобиль без объяснения причин. Продавца это, естественно, не касалось, сданные машины Beepi принимал к себе на склад, и выставлял потом на собственную площадку от своего имени.
С каждой сделки стартап получал комиссию, а не копеечную плату за подъём объявления или подкраску желтеньким, но оба участника отлично понимали, почему её платят. Модель скорее всего потенциально сходилась, на втором суперрынке, в Китае, похожие сервисы живут и пока процветают. Beepi, увы, полностью закрылся. Последний успешный (и завышенный) раунд проходил по оценке в полмиллиарда долларов, всего через год после пятнадцати миллионов.
(Ссылки сегодня нет, домен редиректит на Vroom, проект с совсем другой бизнес-моделью.)
Стартап: Beepi
Голосование завершено.
Хотите инвестировать в подобный проект в России?
Укажите сумму в долларах, если готовы инвестировать в подобный проект. Когда денег соберется достаточно и мы найдем команду под проект, #СтартапДня свяжется с вами.