Частый комментарий в любом разговоре о стартапах: “разврат эти ваши инвестиции, надо просто делать прибыльный бизнес, и не нужны они”. Решил записать причины, почему и прибыльным бизнесам бывает полезна вся эта ерунда.
Иногда деньги требуются на старт. Прежде чем стать прибыльным, надо же хоть что-то сделать, и это тоже не бесплатно. А если копнуть глубже, тут скрываются три разные подпричины.
- Денег просто нет. Даже несколько миллионов рублей – это та сумма, которой у многих в кармане нет, и это нормально.
- Деньги есть, но предприниматель не хочет ими рисковать. Он имеет на это право и юридическое, и моральное. Он и так рискует куском своей жизни.
- Деньги есть, но их мало. То, что будем делать два года на свои, с чужими реально за шесть месяцев.
Иногда деньги нужны в оборотку. В простейшем случае – чем больше получится купить китайских товаров, тем больше их получится продать на маркетплейсах. Своей прибыли на желаемый объём не хватит. Теория рекомендует в таком случае кредиты, а не инвестиции за долю. На практике кредит иногда не дают. К тому же, займ – это ж тоже форма инвестиций.
Иногда деньги нужны на масштабирование. Каждый магазин прибылен, но не настолько, чтобы открыть сотню новых.
Близко к этому лежат эксперименты. А давайте зайдем на новый рынок? А как на него зайти, если вся прибыль идет в рост на старом?
Иногда предприниматель хочет продать часть компании, и получить наличные сегодня, в обмен на долю прибыли завтра или послезавтра. Новая квартира, новая машина, новая яхта – вполне здоровые стимулы. Пурист не назовет продажу инвестицией, но процесс такой сделки ничем от инвестиции не отличается, так что я придираться не буду.
Иногда нужны не деньги, а инвестор. Правильный совладелец откроет правильные двери или поделится нужным ресурсом, который просто так не купишь.
Кроме белых причин есть ещё и серо-черные, но зачем лишний раз подавать идеи. А “благородные” варианты я, кажется, все перебрал.
Иногда деньги требуются на старт. Прежде чем стать прибыльным, надо же хоть что-то сделать, и это тоже не бесплатно. А если копнуть глубже, тут скрываются три разные подпричины.
- Денег просто нет. Даже несколько миллионов рублей – это та сумма, которой у многих в кармане нет, и это нормально.
- Деньги есть, но предприниматель не хочет ими рисковать. Он имеет на это право и юридическое, и моральное. Он и так рискует куском своей жизни.
- Деньги есть, но их мало. То, что будем делать два года на свои, с чужими реально за шесть месяцев.
Иногда деньги нужны в оборотку. В простейшем случае – чем больше получится купить китайских товаров, тем больше их получится продать на маркетплейсах. Своей прибыли на желаемый объём не хватит. Теория рекомендует в таком случае кредиты, а не инвестиции за долю. На практике кредит иногда не дают. К тому же, займ – это ж тоже форма инвестиций.
Иногда деньги нужны на масштабирование. Каждый магазин прибылен, но не настолько, чтобы открыть сотню новых.
Близко к этому лежат эксперименты. А давайте зайдем на новый рынок? А как на него зайти, если вся прибыль идет в рост на старом?
Иногда предприниматель хочет продать часть компании, и получить наличные сегодня, в обмен на долю прибыли завтра или послезавтра. Новая квартира, новая машина, новая яхта – вполне здоровые стимулы. Пурист не назовет продажу инвестицией, но процесс такой сделки ничем от инвестиции не отличается, так что я придираться не буду.
Иногда нужны не деньги, а инвестор. Правильный совладелец откроет правильные двери или поделится нужным ресурсом, который просто так не купишь.
Кроме белых причин есть ещё и серо-черные, но зачем лишний раз подавать идеи. А “благородные” варианты я, кажется, все перебрал.