Китайские зумеры изобрели подарочные карты

В очередной раз наткнулся на упоминание китайского чуда PNBL: “плати сейчас, покупай потом”. В Поднебесной, дескать, любая парикмахерская продает стрижки не одной, а 12 по цене 10, и клиент потом год тратит свой депозит. И так со всеми товарами и услугами.

Потребитель получает скидку, бизнес кредит, а платит за всё нерациональный покупатель. Сегодня купил, завтра свой ваучер потерял или просто переехал в свой город и никогда услугу не получит. Говорят, ещё один источник прибыли – избыточно рациональный предприниматель, который насобирал миллионы депозитов, после чего поменял вывеску на своей точке и больше никому ничего не должен.

Масштаб PNBL огромен. Якобы, это 10% всех китайских розничных продаж, невероятно много. Для сравнения доля BNPL в лидирующих по этому показателю странах – порядка 20%, но только в онлайне, а не во всей экономике. Объём жульничества в схеме тоже поражает воображение, и китайское правительство даже выпустило специальные законы по этому поводу. Например, если закрылась или переименовалась точка в торговом центре, то по её обязательствам отвечает ТЦ.

Где в этой истории закончилась правда и началась фантазия западных журналистов – не знаю и не представляю, как узнать с разумными усилиями. Но даже если это все выдумки – то очень красивые выдумки, рекомендую.

https://www.economist.com/china/2025/05/29/chinas-crazy-reverse-credit-cards
Подписаться в Telegram

Подпишитесь и статьи будут приходить на вашу почту

Нажимая «Отправить», я даю согласие на обработку моих персональных данных

Подписка офомлена

На адрес отправлено подтверждение