В чужом старом комментарии зацепила фраза, что “у тех, кто в Москве живет, очень разный контекст с теми, кто в Европу и США из России переехал”. Месяцами осмысливал, вот решился, наконец, написать, а чем же он таки разный на мой взгляд.
1. Метро, пробки, курьеры, McDonalds вместо Вкусно и Точка – не думаю, что это важно. Мы ж возвышенные люди, что нам такие детали.
2. Санкции, проблемы с платежами, армянские карты и киргизские счета – вроде тоже уже из контекста ушло. У кого-то это суть бизнеса, но таких мало, большинство оставшихся просто приспособились. Чертыхаются раз в полгода на новый выверт, не более того. И, симметрично, тема “банки на новой родине счета не открывают” тоже остыла, всем всё открыли в итоге.
3. Политика должна бы быть другой – но и она общая, уехавшие часто продолжают за российскими реалиями следить. Вучич, Пашинян и Макрон релокантам особо неинтересны. Исключение, пожалуй, Байден-Трамп и Хамас с Израилем – а про них, наоборот, и москвичи с удовольствием поговорят. И, может быть, настоящее исключение – внутренняя израильская политика.
4. Доступ к капиталу и потребность в нем. Стартап на ранней стадии ищет 3 миллиона долларов, а не 3 миллиона рублей – и приблизительно с той же вероятностью находит. Вот казалось бы – настоящая разница. Но и она, мне кажется, не важна. В Штатах раундов много, но всё равно мало. Пусть 30 русскоязычных стартапов большие инвестиции за два года привлекли – это человек 100 или 200 сооснователей и других непосредственно причастных – горстка людей. Как бы ни была узка тусовка, она все-таки гораздо шире. 99% людей праздника не досталось.
5. Инструменты и информационный пузырь. Яндекса нет, про Сбер не читаем, TechCrunch вместо vc.ru, Hubspot вместо Amo, LinkedIn вместо Headhunter. На митап придет разработчик из OpenAI, а не из Тинькова. Другие герои, другая тусовка. Наверное, это самое важное.
6. Кажется, среди уехавших куда меньше малого бизнеса. В РФ в интернет-тусовочке на кого ни посмотри – так что-то мутит, у каждого свое рекламное агентство, если уж наставничеством не занимается. По ощущениям, релоканты этой радости лишены. Агентство продолжает работать на российском рынке, новых запуски есть, но их непропорционально мало.
1. Метро, пробки, курьеры, McDonalds вместо Вкусно и Точка – не думаю, что это важно. Мы ж возвышенные люди, что нам такие детали.
2. Санкции, проблемы с платежами, армянские карты и киргизские счета – вроде тоже уже из контекста ушло. У кого-то это суть бизнеса, но таких мало, большинство оставшихся просто приспособились. Чертыхаются раз в полгода на новый выверт, не более того. И, симметрично, тема “банки на новой родине счета не открывают” тоже остыла, всем всё открыли в итоге.
3. Политика должна бы быть другой – но и она общая, уехавшие часто продолжают за российскими реалиями следить. Вучич, Пашинян и Макрон релокантам особо неинтересны. Исключение, пожалуй, Байден-Трамп и Хамас с Израилем – а про них, наоборот, и москвичи с удовольствием поговорят. И, может быть, настоящее исключение – внутренняя израильская политика.
4. Доступ к капиталу и потребность в нем. Стартап на ранней стадии ищет 3 миллиона долларов, а не 3 миллиона рублей – и приблизительно с той же вероятностью находит. Вот казалось бы – настоящая разница. Но и она, мне кажется, не важна. В Штатах раундов много, но всё равно мало. Пусть 30 русскоязычных стартапов большие инвестиции за два года привлекли – это человек 100 или 200 сооснователей и других непосредственно причастных – горстка людей. Как бы ни была узка тусовка, она все-таки гораздо шире. 99% людей праздника не досталось.
5. Инструменты и информационный пузырь. Яндекса нет, про Сбер не читаем, TechCrunch вместо vc.ru, Hubspot вместо Amo, LinkedIn вместо Headhunter. На митап придет разработчик из OpenAI, а не из Тинькова. Другие герои, другая тусовка. Наверное, это самое важное.
6. Кажется, среди уехавших куда меньше малого бизнеса. В РФ в интернет-тусовочке на кого ни посмотри – так что-то мутит, у каждого свое рекламное агентство, если уж наставничеством не занимается. По ощущениям, релоканты этой радости лишены. Агентство продолжает работать на российском рынке, новых запуски есть, но их непропорционально мало.